четверг, 10 февраля 2011 г.

Делаем мыло своими руками

Здравствуйте мои любимые читатели и гости!
В моем профиле написано, что в рукоделие я пришла через мыловарение. До того, как я узнала, что мыло можно делать своими руками, я думала что хобби - это не про меня. Много чего перепробовала, но все не приживалась. И вот, в очередной раз кружа по Лашу, и сожалея, что не могу вынести его целиком, я задумалась над фразой "косметика ручной работы" и стала изучать мат часть в сети.
Свое первое мыло я сделала через полтора часа после получения посылки из интернет-магазина. Специальной формы у меня пока не было, и я использовала пластиковый стаканчик, с помощью которого предполагается заливать воду в утюг. Очень хотелось мне мыла с ароматом, как у свечки из Икеи - легким и ягодным. Но в процессе я увлеклась и нарушила дозировку отдушки. Запах, который получился в итоге, даже сейчас заставляет меня поежится. :)
Второе мыло получилось уже гораздо более удачным, и я поняла вот оно - хобби!

Я заметила, на блоггере очень мало мыловаров, и решила сделать не большой мастер-класс, в котором расскажу как использовать минимум "специальных" материалов и получить простое, симпатичное мылко. Может кто-то из вас откроет для себя новое направление в хобби, ведь мыловарение это тоже огромный простор для творчества)


Для начала немного теории :)
Мыло, в домашних условиях, можно сделать тремя способами:
1. Из детского мыла.
2. Из специальной мыльной основы.
3. Из масел и щелочи.

Больше всего мне нравится работать с мыльной основой и дальше речь пойдет о ней. Все, приведенные здесь, дозировки, конечно же, тоже актуальны только для мыла из основы.

Для начала мы готовим материалы:

  1.  Собственно, мыльная основа. Это и есть тот наш "спецматериал" который на кухне не найдешь :) Есть несколько стран-производителей, самые популярные Англия, Германия, Китай и Латвия. В России тоже производят. Я использую немецкую и очень ей довольна. Мылится хорошо, прозрачная и не имеет специфичного запаха. И английскую-органическую. Основа бывает прозрачной и белой. Из прозрачной белую сделать легко, из белой прозрачную - не возможно.
  2. Масло. Обычное растительное масло. Будет нести всякие полезности нашей коже. Я очень люблю масло виноградной косточки. Делаю с ним салаты и в мыле использую его тоже :)
  3. Аромат. Такой, какой должно иметь наше будущее мыло. На фото показана парфюмерная композиция с виноградным запахом, потому как я делаю мыло для мужа, а он у меня очень любит этот аромат :) Если у вас нет специальной отдушки, можно использовать эфирное масло. Продается в аптеке. Некоторые используют пищевой ароматизатор, но он быстро выветривается. Можно обойтись вообще без аромата - например, сделать мыло с молотым кофе. Тогда брусочек будет вкусно пахнуть кофейными зернами.
  4. Спирт или водка. Не для того, чтобы процесс шел веселее, а для того, чтобы убрать пузырьки с поверхности мыла.
  5. Форма для мыла. Если нет специальной, ею может быть все что угодно: вышеозначенный кувшинчик от утюга, коробка из под йогурта, сметаны, силиконовые формы для выпечки, бутылки с отрезанными горлышками, тетра-пак пакеты, детские пасочки и тд. Выбирайте что-то не стеклянное и не железное.

Далее приступаем к, собственно, мыловарению.
Надо порезать и расплавить основу. Можно это сделать в микроволновке, можно на водяной бане. Я плавлю на бане в таком вот сотейничке.

Режем основу и ставим на баню. Чем мельче порезать, тем быстрее расплавится. Но без фанатизма :) Для тех кто будет использовать микроволновку: не допускайте закипания основы. Закипевшая основа теряет прозрачность и в некоторых случаях грустно пахнет.

Ставим и ждем когда основа вся расплавится, иногда ее помешиваем чем-нибудь. В мыльных магазинах продаются стеклянные палочки, но я мешаю обычной палочкой для суши.

После того, как основа наша расплавлена и однородна мы должны ее

  1. Покрасить.
  2. Сделать полезной (добавляем масло, овсянку, молотый кофе, всякие мелкие сухоцветы и тд)
  3. Добавить аромат.
Последовательность этих шагов может быть произвольной.  Но делать их нужно довольно быстро, пока наша основа не стала застывать.
Итак. Крашу. Я задумала виноградный запах, а значит фиолетовый цвет. Фиолетового красителя у меня не было, но со времен учебы в худ школе я знаю, что фиолетовый можно получить, смешав синий и красный. Так и сделаю. Для данного примера красители я взяла пищевые. Те, которыми яйца красят, а значит, у большинства они уже есть. Красный у меня с перламутровыми переливами, а синий обычный. Капаю и перемешиваю. Я делаю это на водяной бане, но с выключенным огнем, чтобы замедлить остывание и успеть сфотографировать все этапы.

Потом капаю синий цвет и масло. На этом же этапе добавляйте все полезные штучки: мед, овсянку, кофе, шоколад, глину и тд. Размешиваем. У меня есть классные и очень удобные пластиковые пипетки. По одной для красителей, отдушек и масел. 3 пипетки это удобно, не надо их срочно промывать. 


Получается что-то фиолетовое. Неоднородность цвета получается из-за того, что красный у меня был с перламутром.


Выливаем в форму и ароматизируем.

Если увеличить последнее фото, то по краям заметны пузырьки и неровности. Вот тут-то нам и пригодится наш спирт или водка. Брызгаем несколько раз, и все это исчезает.

Мыло почти готово. Осталось ему только застыть. Верх уже начал затягиваться пленочкой. Я аккуратно беру его и ставлю в холодильник. Минут через 10-15 достаю, вынимаю из формы и все! Можно идти купаться :)

Хитрости и цифры.
  • Пищевой краситель можно использовать только в одноцветном мыле, так как со временем он начнет мигрировать и покрасит соседние слои.
  • Если ароматизировать предполагается с помощью эфирных масел, то их нужно добавлять попозже, так как при соприкосновении с горячим, эфиры улетучиваются.
  • Эфирных масел на 100гр основы нужно добавлять 4-7 капель. 
  • Отдушки на 100гр основы 2-3 капли.
  • Масло на 100гр основы 1/2 чайные ложки. Какая-то основа принимает масла лучше, какая-то хуже. Излишек масла, после застывания мыла, выйдет на поверхность. Мыло как бы "вспотеет".
  • Чтобы овсянка и другие скрабящие вещества не осели/всплыли, а распределились по всей массе, нужно в форме мыло помешивать аккуратно и перед самым застыванием палочку убрать.
  • Пищевого красителя стоит добавлять ровно столько, сколько нужно для получения цвета. Избыток приведет к тому, что пена будет немного краситься.
  • Если предполагается вводит в мыло шоколад, кофе, приправы (куркума, паприка, карри и тд), то в красителе необходимость отпадает.
  • Можно использовать натуральные красители: облепиховое масло, настойка хлорофиллипта (лучше на спирту).
  • Живые цветы в мыло не кладем. Как бы идея не была привлекательна в теории, на практике все не так. Например, красные розы-буреют и вся эта "живость" начинает портиться сама и портить нам мыло.
  • Если вы делаете разноцветное мыло, то перед заливанием нового слоя, предыдущий следует взбрызнуть спиртом. Некоторые советуют слегка поцарапать, чтобы улучшить сцепление. Ускорять застывание мыла в холодильнике нельзя, тк велика вероятность расслоения в процессе использования.

Надеюсь, что изложение получилось доступным и мне удалось зародить в вас интерес к мыловарению :) С удовольствием отвечу на вопросы. Пробуйте, все обязательно получится!
Напоследок приведу несколько фото мыла, которое получается у меня.





Спасибо, что заглянули и осилили мильён букв! :)

З.Ы. Копирование этого материала со ссылкой, пожалуйста.

3 комментария:

  1. Здраствуйте Оксана! ваше мыло просто прелесть!
    может тоже когда дозрею до мыло Творения :)
    Давайте дружить :)

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана, спасибо за подробный и понятный МК! Может и я когда-нибудь созрею. А пока с удовольствием закажу еще мылко, а то мы уже все смылили;))
    Я бы хотела всяких новых попробовать, на твой вкус;)) Штук 10 по 100 грамм. Звони;))

    ОтветитьУдалить